tatyanavf1: (Default)
[personal profile] tatyanavf1
Автор - lazy_Mary. Это цитата этого сообщения
клавесин, расписанный марком шагалом

Инструмент, о котором пойдет речь, - одно из украшений Национального музея "Библейское послание" Марка Шагала в Ницце. Роспись его крышки, исполненная Шагалом, чудесным образом вовлекает нас в круг музыкальных представлений и ассоциаций выдающегося художника нашего времени. Более того, сразу скажу, что этот клавесин побуждает меня к разговору о живописи и музыке в широком контексте.
Марк Шагал (1887-1985) - выдающийся живописец, знаменитый своей сюрреалистической изобретательностью и признанный одной из самых значительных художественных личностей XX столетия. Для его творчества характерна юмористическая трактовка предметов и персонажей. Его фантазию возбуждали подсознательные образы. Марк Шагал родился в Витебске. Поначалу он с энтузиазмом воспринял идеи Революции, однако, в 1923 году, разочаровавшись в них, покинул Россию и обосновался во Франции, где провел большую часть своей почти столетней жизни. Поразительная трактовка художником цвета и формы в какой-то степени происходит от стиля русского экспрессионизма и французского кубизма. Его многочисленные работы соединяют в себе воспоминания, фольклор, и образы из колоритного быта русско-еврейской провинции, эпизоды повседневной жизни. Художник также прославился своими иллюстрациями шедевров мировой литературы. Отдельную область творчества Марка Шагала составили иллюстрации к Библии (их насчитывается у художника несколько сотен). Библейские работы мастера собраны в Национальном музее Марка Шагала "Библейское послание" в Ницце.
На родину Марк Шагал вернулся в своих произведениях, показанных у нас за последние годы. Самая большая выставка его работ, приуроченная к 100-летию со дня рождения художника, демонстрировалась в 1987 году в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Ее экспозицию составили произведения, хранящиеся у наследников художника в Париже и Сен-Поль де Вансе, а также в наших государственных и частных собраниях. Но тогда ни сам клавесин, ни эскизы росписи его крышки не были на ней показаны.
В одной из предыдущих статей цикла у нас был уже разговор о традиции расписывать внутренние и внешние поверхности корпуса клавишных инструментов - клавесинов, клавикордов, вёрджинелов, органов. Она восходит еще к XVI-XVII векам. Особого расцвета это искусство достигло в Голландии, где клавишные мастера объединились с художниками, граверами, резчиками, и другими представителями художественных профессий в общую гильдию св. Луки, одного из евангелистов, первым, по преданию, написавшего портрет Девы Марии и потому являющегося покровителем художников. Известно, что один из инструментов, созданных в мастерской Рюккерсов в Антверпене, расписал сам Рубенс. Картины голландских художников, например Яна Вермера ("Дама за вёрджинелом", "Урок музыки"), запечатлели музицирование на очень богато декорированных инструментах. Порой стоимость такого инструмента вдвое превосходила стоимость инструмента простого, недекорированного. Одним словом, уже в старые времена клавесин нередко представлял собой художественную ценность, определявшуюся значительным вкладом представителей разных художественных профессий в ее создание.

* * *

Здесь я не могу не обратить внимание на замечательную параллель - одну из многих, известных в истории. Как-то мне уже доводилось писать о картине Яна Брейгеля Старшего "Слух", которая - с исторической точки зрения - оказалась ярким свидетельством сотрудничества выдающихся художественных личностей начала XVII века - художника (Яна Брейгеля Старшего), клавесинного мастера (Ганса Рюккерса) и музыканта (Петера Филипса). Появление на свет клавесина, о котором этот мой рассказ, - почти буквальное повторение той ранней истории: здесь тоже соединились таланты трех выдающихся художественных личностей, на сей раз нашего времени - художника (Марка Шагала), клавесинного мастера (Уильяма Дауда) и музыканта (Густава Леонхардта). О Марке Шагале я уже сказал. Теперь об остальных участниках этого художественного проекта - Уильяме Дауде и Гусаве Леонхардте.
Уильям Дауд - американский клавесинный мастер. В наше время в клавиростроении и в исполнительстве на старинных клавишных инструментах все явственнее стало ощущаться преобладающее влияние так называемого аутентичного направления, то есть тенденция к восстановлению подлинных инструментов XVII-XVIII веков или же к созданию их достоверных копий и одновременно - максимально полное возрождение манеры игры того времени. Именно так работает Уильям Дауд, один из самых авторитетных клавесинных мастеров нашего времени.
Он был одним из первых, кто стал создавать копии замечательных сохранившихся инструментов лучших мастеров XVI-XVIII веков. Клавесины Уильяма Дауда пользуются огромной популярностью и в Америке и в Европе. Последние годы его фирма находится в Париже. В 1980 году им был создан инструмент, являющийся копией французского клавесина, сделанного в 1730 году знаменитыми мастерами Никола и Франсуа Бланше. У этого инструмента две клавиатуры и три регистра. Для тех, кто думает, что старинные инструменты - это всегда нечто миниатюрное и субтильное, скажу, что размеры этого клавесина под стать современному концертному роялю: 95 сантиметров в ширину и 239 - в длину! При этом он очень легок (у него ведь нет чугунной рамы, обязательной для рояля), каждый их трех его регистров ярко индивидуален, а все вместе они дают богатейшее по тембру звучание.
Именно этот, один из лучших своих инструментов, Уильям Дауд предложил расписать Марку Шагалу. Художника захватила идея написать картину на внутренней стороне крышки клавесина, которая обычно во время исполнения бывает поднята. Макет был готов уже к середине апреля 1980 года, а 13 мая крышка клавесина с законченной росписью Шагала была перевезена из его мастерской в Сен-Поль де Вансе в Париж. Официальное "освящение" клавесина состоялось несколько позже, о нем свидетельствует надпись на внутренней стенке инструмента над клавиатурой: "Этот клавесин, крышка которого была расписана - безвозмездно - Марком Шагалом, подарен Американской ассоциацией друзей Национального музея "Библейское послание". Чикаго, Иллинойс, 14 января 1981". Приведенная здесь дата - это день торжественного концерта, который дал на новом инструменте выдающийся современный клавесинист Густав Леонхардт.
Густав Леонхардт занялся старинными инструментами - органом и клавесином, - когда в 1947 году девятнадцатилетним юношей поступил в "Скола канторум" в Базеле. Дебют Леонхардта в качестве клавесиниста состоялся в Вене - он исполнил "Искусство фуги", монументальное последнее творение Баха. Уже в 1952 году он становится профессором клавесина Венской консерватории, а через два года занимает такой же пост в Амстердамской консерватории, совмещая эту должность с обязанностями органиста Новой церкви (на самом деле это одна из самых старых церквей города; она была "новой" в конце XIII века, когда появилась в городе, где уже была старая церковь). И вот уже без малого пятьдесят лет Густав Леонхардт является одной из главных фигур в "авангардном" направлений исполнительского искусства - "ретроградной" интерпретации старинной музыки (позволю себе такой каламбур). Речь идет о направлении, которое во главу угла ставит воссоздание той манеры и стиля исполнения произведения, которые существовали в момент создания этого произведения. Г.Леонхард вдохновил целое поколение молодых музыкантов культивировать такой подход к старинной музыке. Благодаря деятельности Г.Леонхардта, Амстердам превратился в Мекку для всех, интересующихся старинной музыкой. Результатом в высшей степени плодотворной деятельности Леонхардта оказалось то, что его идеи, сформулированные и превращенные в жизнь, касавшиеся поначалу лишь музыки барокко, "проросли" в интерпретации произведений композиторов более поздних эпох - венских классиков и романтиков.
Первым из исполнителей Густав Леонхардт был удостоен премии Эразма (1980); он был избран почетным доктором университетов в Далласе (1982) и Амстердаме (1983), а также Гарвардского университета (1991).

* * *

 

shagal (600x635, 48Kb) 

Итак, клавесин, о котором у нас идет речь, экспонируется в музее Марка Шагала в Ницце, который называется - "Библейское послание". О нем и о его идее необходимо сказать несколько слов.
В 1955 году Марк Шагал начал работу над серией картин на библейские сюжеты. Труд этот занял двадцать лет его жизни и вылился в грандиозный цикл картин и витражей. Мечтой художника было собрать их все в одном месте. Так возник Национальный музей Марка Шагала в Ницце, известный под названием "Библейское послание". Открытие его состоялось в 1973 году. В предисловии к каталогу, изданному к торжественному моменту. Шагал писал: "Мне хочется, чтобы здесь экспонировались произведения искусства и документы высокой духовности всех народов, чтобы здесь могли услышать музыку и поэзию, написанные сердцем". В музее имелся концертный зал на 228 мест, с витражами, исполненными самим художником.
Поскольку рассматриваемый клавесин с самого начала предназначался именно для этого зала, то выбор сюжета для его росписи, естественно, пал на Библию. Надо сказать, что библейские предания интересовали Шагала задолго до описываемых нами событий: в 1930 году по заказу Амбуаза Виллара художник начал работу над ее иллюстрированием.
"Божественный завет", "Любовь", "Мечта", "Музыка" - всё это понятия, полные для Шагала глубочайшего смысла. Образы эти владели художником на протяжении всей его жизни. Назову лишь некоторые картины.
Любовь: "Над городом", "На двух берегах", "Влюбленные над мостом", "Влюбленные над Сен-Полем", "Новобрачные и скрипач"...
Мечта: "Автопортрет с музой (Видение)", "Фантастическая деревня", "Сон"...
Музыка: "Портрет брата Давида с мандолиной", "Венчание", "Лиза с мандолиной", "Музыка", "Новобрачные на фоне Парижа", "Скрипач", "Концерт", "Волшебная флейта"...
В то время как музыка вдохновляла Шагала, искусство самого этого мастера в свою очередь являлось мощным стимулом для композиторов. Так, например, "Новый музыкальный журнал", издающийся в Майнце (ФРГ), опубликовал отчет о состоявшемся там концерте из произведений современных композиторов, написанных под впечатлением витражей Шагала а церкви св. Стефана в Майнце.

* * *

Тема росписи крышки клавесина, установленного в музее, формулируется всего несколькими словами: любовь и музыка в Библии.
"Чаще всего картины Шагала можно назвать, - по удачному определению искусствоведа Д. Сарабьянова, - сложносочиненными. Но почти никогда действие не разворачивается в них в едином целостном времени по определенному драматическому сценарию. Время разламывается, единое пространство, как правило, отсутствует. Различные эпизоды, отдельные сцены сопоставлены друг с другом по внутреннему смыслу и символическому их значению. Здесь действуют ассоциации; зритель старается вникнуть в сущность смысла, распознать закономерность тех или иных сопоставлений. Из подобных связей рождается целостный образ".
Попытаемся и мы вникнуть в сокровенный смысл и распознать закономерность этой картины Марка Шагала.
Главными персонажами картины художник выбрал Исаака и Ревекку, символизирующих Любовь. Библия так описывает их встречу у колодца близ Беэр-ла-хай-рои: "При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить; и возвел очи свои, и увидел: вот идут верблюды. Ревекка взглянула и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. И сказала рабу:кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало, и покрылась... И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее, и утешился Исаак в печали по матери своей" (Бытие. 24; 63-67).
Шагал изобразил тот момент, когда Ревекка подошла к Исааку. Их внезапно вспыхнувшая любовь свободна от бурных страстей. Любовь эту Ревекка приняла без колебаний, и плодом ее будет неисчислимое потомство... Девушка изображена без покрывала невесты: она еще не вошла в шатер Исаака, но уже обещана Господом ему в жены.
Кажущаяся холодность их объятия передает почтение и скромность, которые испытывают перед таинством великой Любви и которые художник изображает с такой же скромностью и почтением. Данный эпизод Библии мастер разработал еще раз в первом левом витраже собора в Сент-Этьенн (работы над этими витражами Шагал завершил одновременно с росписью клавесина).
За любовью следует Музыка. Ее изображение здесь и сдержанно, и величественно. Мы видим несколько музыкантов, но лишь образ одного из них наиболее значим: это летящий царь Давид с арфой (или псалтериумом) - библейский персонаж, во все времена ассоциировавшийся с музыкой и как автор псалмов (Давид-псалмопевец), и как арфист - утешитель Саула. Остальным музыкантам отведено скромное место внизу; они не превосходят размером фигурки, рассыпанные по пейзажу.
Что касается скрипача, то это, естественно, не библейский персонаж. Скрипач - своего рода связующее звено с множеством других картин Шагала, на которых мы часто видим скрипача, то облаченным в плащ, то сидящим на крыше, то летящим над степью или деревней. Но музыкант этот, каким бы он не представал на полотнах мастера, неизменно держит в руках скрипку - свое единственное утешение от горестей жизни. Примечательно, что здесь, на нашем клавесине скрипач не просто держит инструмент, а играет на нем, но играет совершенно необычным образом. Невольно напрашивается сравнение с музыкантами на знаменитом Изенгеймском алтаре немецкого художника XVI века Маттиаса Грюневальда...
И, наконец, следует сказать о том, что составляет фон и окружение главных персонажей. Мы не увидим здесь наиболее примечательных библейских мест - Синая, Ханаана, Вифлеема, пустыни Вирсавии. Любовь и музыка предстают на фоне скромного безымянного пейзажа, где мягкая небесная синева переходит в желтизну песков, виднеются отдельные небольшие фигурки людей и животных, вдали ветхие домики - никаких признаков городских стен, храма или дворца. Композиция проста и гармонична. Этот скромный пейзаж, одухотворенный Музыкой и Любовью, словно насыщен ими, растворяет их в себе.
Тем, кто спрашивал Шагала, какова идея этой его картины, написанной на крышке клавесина, художник отвечал, указывая на старинный инструмент французского мастера Никола Дюмона, созданный в 1697 году: "Я увидел, что здесь изображены деревья, статуи, пейзаж. Вот я решил написать и небеса..."
P.S. С легкой руки Марка Шагала, многие современные художники обратились к этому жанру живописи и стали украшать клавесины своими росписями. Уже в следующем - 1981 - году (то есть через год после созданной Шагалом клавесинной картины) Кандида Балантин, американская клавесинистка и клавесинный мастер, создала инструмент, крышка которого также расписана в современной художественной манере - на сей раз это некий модернистский пейзаж.



Александр МАЙКАПАР

http://maykapar.ru/ ;

 



  

 



   

 



   

 



 



Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Profile

tatyanavf1: (Default)
tatyanavf1

April 2022

S M T W T F S
     12
3456 7 89
10111213141516
1718 1920212223
2425262728 2930

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 5th, 2025 02:43 am
Powered by Dreamwidth Studios