Дом Бартона. Вид с восточный фасада комплекса Дома Мартина.
.
Дом Бартона был не только первым домом всего комплекса, но и самым первым из нескольких зданий Франка Ллойда Райта, разработанных для Буффало. Дом Бартона был заказан для сестры Дарвина и её мужа Бартона. Основные жилые площади сконцентрированы в центральной части двухэтажного дома. Гостиная, зал и столовая открываются друг в друга как перетекающие друг в друга пространства. Две главных спальни находятся на втором этаже, с двух концов узкого зала. Кухня в северном конце, в то время как открытый подъезд на юге. Дом Усадьбы находится на восточной стороне комплекса, на 118 Саммит-Авеню, Буффало.
Прежде всего Райт исключает из своего спектра современный город. Человек должен жить в сельской местности («Органичные здания всегда возникают из земли, которая является простейшей формой архитектуры»). Формы постройки определяются характером ландшафта, а план дома — особенностями жизни семьи.
Затем Райт берется за «оболочку». Окинув критическим взглядом современный особняк, он первым делом ликвидирует чердак, «кучу хлама», блокирующую источник естественного освещения. Очертания крыши — символа дома — выравниваются и упрощаются.
Потом наступает очередь подвала («Этот обязательный погреб выступал в виде массива каменной кладки, который обходит вокруг дома, чтобы тот сидел на нем как на стуле»). Отныне стены начинаются прямо от земли и на уровне второго этажа прерываются длинным рядом окон.
Ради облегчения и выравнивания стены Райт избавляется от карнизов («Обратите внимание на то, что современная музыка также больше не нуждается в карнизах, — пишет он. — Она, как и здание, не обязательно увенчивается крещендо и финалом — этими аляповатыми дедовскими завитушками… Любопытно, что джаз также принадлежит этому пробуждающемуся периоду»).

Дом Бартона.
.
Современные «интерьеры состоят из коробок, помещенных в коробки рядом с другими коробками, — пишет Райт. — Не вижу смысла в этой связанности, будившей у предков ассоциации с тюремными камерами». Чтобы разрушить коробку, Райт изобретает угловое окно.
.
дом Бартона.
.
Чтобы разрушить коробку, он снимает перегородки между помещениями и оформляет весь первый этаж (за исключением кухни) как единую комнату. Широкая оштукатуренная полоса над окнами объединяет стены и потолок, которые «перетекают друг в друга». Смысловым и пространственным ядром здания становится камин.
В решении его интерьеров обнаруживается постоянное стремление к взаимосвязи между отдельными элементами: стенами, потолками, оконными и дверными проемами. Иногда в одной и той же комнате потолки расположены на различной высоте: это была та же трактовка, которую Райт применял при размещении горизонтальных плоскостей на разных уровнях, например, таких, как свободно висящие веранды, выступающие крыши и уровни, меняющиеся в соответствии с расположением участка.
.
Дом Бартона.
.
Создание мебели, а также мельчайших деталей интерьера Райт полностью отдает в руки архитектора; будь его воля, он с удовольствием лишил бы художника-декоратора куска хлеба: «Следует исключить работу декоратора. Если он не привлечет к себе на помощь стили, то уж обязательно будет применять завитушки и цветочки». А что может быть безвкуснее? Например, «резьба по дереву иногда приводит к разрушению его прекрасных качеств. Дерево само по себе обладает красотой рисунка, изысканной текстурой и тонкими цветовыми оттенками, от которых в изощренных произведениях Шератона и Чиппендейла остается только воспоминание». Тот же подход применим и к тканям ковра или занавесок: «Рисунок ткани связан с фактурой и является ее естественным следствием. Крупные плоские узоры, неотделимые от фактуры и живописные, вполне современны в лучшем смысле слова». Иначе говоря, «быть современным — это просто означает, что все материалы применяются честно, в соответствии с их свойствами».
.

Смысловым и пространственным ядром здания становится камин. (Усадьба Мартина).
.
В других странах свободная гибкая планировка была почти неизвестна. Величайшим вкладом Райта в современную архитектуру является разработанная им свободная планировка и гибкая трактовка внутреннего пространства здания.
.
Усадьба Мартина. Интерьер гостиной (приёмной).
Особую роль играет стекло, которое «обладает сверхпрозрачностью, представляя собой как бы тонкие листы кристаллизованного воздуха, предназначенного для того, чтобы отделить внешнюю атмосферу от внутренней». Стены, выходящие на юг, у Райта полностью стеклянные — природа словно вторгается во владения архитектуры. Естественные материалы, использованные в кладке северных стен, повторяются в отделке помещений: дерево, кирпич, известняк — любимые материалы Райта, — как правило, открыты, не отштукатурены.
Ллойд Райт старался, чтобы его «дома прерий» дарили хозяину комфорт, вызывали чувство уединения и защищенности, что, по словам архитектора, отвечало основным потребностям человека. Он был далеко не первым, кто декларировал, что главным эстетическим достоинством здания должна быть его простота. Однако большинство его современников понимало простоту как отказ от украшательства, тогда как Ллойд Райт считал, что простота должна быть во всех конструктивных решениях.

.
"Простота была основной проблемой в период тех ранних исканий, и я вскоре убедился в том, что органичная простота обладает возможностями подлинной взаимосвязи, а красота, которую я почувствовал, соответствует выражению этой взаимосвязи. Убожество это еще не простота". Фрэнк Лойд Райт.
.
Комплекс содержит 394 варианта художественного стекла, разработанного Фрэнком Ллойдом Райтом, в том числе знаменитого окна "Древо жизни".
.

.
Окно дома Бартона.
.
Стоит обратить внимание на старый кирпич удлинённой формы начала 1900 г. Форма кирпича поддерживала горизонтали всего дизайна комплекса. При восстановлении зданий комплекса такой кирпич уже не выпускался. Новый кирпич начала 2000х годов, выполнен Belden Brick Company. Каждый кирпич "расщеплялся" вручную на 2 половинки для того, что бы получить необходимый по размеру райтовский кирпич.
.
Дверь дома Бартона.
.
.

Гостиная усадьбы Мартина.
.
Нововведением Райта было и то, что архитектор параллельно выполнял функции интерьерного и ландшафтного обустройства. Фрэнк Ллойд Райт считал, что «ковры на полу и занавески в такой же мере являются частями здания, как штукатурка стен и черепица крыши», и потому сдавал дома заказчикам вместе со всей обстановкой, в которой тоже хватало новшеств: заметнейшим являлась встроенная мебель.
.
Скрытая от глах и объединённая с встроенными шкафчиками система отопления.
.
«Нужно избавляться от усложнений в конструкциях и использовать преимущества заводского производства, — писал архитектор.— Исключать по возможности работы на строительной площадке, которые всегда дороги; нужно укрупнять и упрощать устройства инженерного оборудования — отопления, освещения, сантехники». И действительно, в «домах прерий» отсутствовали традиционные радиаторы отопления — отопительные трубы располагались под полом; громоздкие люстры были заменены скрытыми источниками света и т. д. Иными словами, ненужное удалялось, а нужное пряталось, ведь идеалом Ллойд Райта оставался традиционный японский дом, совершенно лишенный мебели. «Дома прерий» казались современникам технологическим чудом
.

.
В комплексе Дома Мартина Фрэнк Ллойд Райт представил три вида жилья для разного уровня жизни: высшего класса-усадьба Мартина, среднего класса-дом Бартона и эконом-класса - дом садовника.
.
.
Дом садовника.
.
Дом садовника
.
Построенный в 1909 дом садовника настолько мал, что квадратная конфигурация была неизбежна, вопреки идеалу Райта открытого пространства и отрицания "коробок" традиционных американских зданий. Однако, Райту удалось зрительно удлинить пространство как интерьеров, так и фасада, расположив высокие прямоугольные группы в каждый угол здания. Садовником был Реубен Полдер, который должен был ежедневно обеспечивать свежими цветами каждую комнату в усадьбе Мартина. Дом Садовника находится на западной стороне комплекса на 285 Вудвард-Авеню, Буффало.
.
Дом садовника
.
Для зрительного удлинения стен Райт использовал в домике садовника тот же приём, что и в интерьерах других зданий комплекса. Немного ниже потолка на высоте окна он протягивал полосу карниза, что позволяло зрительно удлинить стену и направлять взгляд человека в окно-на природу.
.
Дом садовника
.
Говорят, Райт заставлял своих заказчиков следовать его замыслу "до последней буквы", включая конструкцию мебели и ее расположение, мог "проверить" уже сданный в эксплуатацию объект.
.
Домсадовника.
.
Однажды жена Райта сказала, что хорошо бы в спальне положить пушистый ковер. Райт вспыхнул, как сухой порох:
— Ты никогда не позволишь себе ничего здесь переделывать и переставлять! Ольга испуганно извинилась. Вкоре ей рассказали, что у Райта есть своеобразный пунктик он требует, чтобы в построенных им домах клиенты ничего не меняли, даже мебель не передвигали. К иным Фрэнк даже ездил с проверками.
.
.
Пергола , соединяющая главную виллу Мартина с зимним садом. Северный фасад дома Мартина.
Оригинальная пергола была уничтожена в 1962 и восстановлена между 2004 & 2007.
.
.
Копия статуи богини Ники в зимнем саду.
.

.
.
Верхний свет в зимнем саду.
.
Зимний сад.
.
Большинство его современников понимало простоту как отказ от украшательства, тогда как Ллойд Райт считал, что простота должна быть во всех конструктивных решениях.
"Простота была основной проблемой в период тех ранних исканий, и я вскоре убедился в том, что органичная простота обладает возможностями подлинной взаимосвязи, а красота, которую я почувствовал, соответствует выражению этой взаимосвязи. Убожество это еще не простота".
Создавая свой дизайн, Райт использовал самые простые элементы: квадрат, прямая линия, круг. Он говорил, "я беру себе квадрат и круг, а остальное оставляю вам".
.
.
Пергола длиной 30 м, соединяя главный дом с консерваторией и каретным гаражом, является важной частью генерального плана. А также решает интерьерную задачу: по направлению взгляда от главной виллы дома Мартина создаёт прекрасную перспективу с доминантой - копией статуи Ники в зимнем саду.
.
Вид комплекса с западной стороны.
.
На первом плане каретный гараж, а на заднем -пергола, соединяющая зимний сад с виллой Мартина. Ландшафтный дизайн выполнен в стиле архитектуры комплекса и интегрирован в общую композицию здания.
Первоначально здание гаража было задумано как конюшня со стойлами, лофтом для сена и местом для кареты. Позднее конюшню перестроили в гараж с зоной обслуживания для автомобиля и квартирой для шофера на втором этаже. Также там содержались котлы для системы нагрева комплекса. Каретный гараж был построен между 1903 & 1905. Оригинальное здание было уничтожено в 1962 и восстановлено между 2004 & 2007. Каретный гараж находится в северном конце комплекса, непосредственно к северу от усадьбы Мартина и к западу от зимнего сада.
.
Каретный гараж. Южная сторона фасада.
.
Здание слишком массивно для обыкновенного гаража, но отвечает общему дизайну комплекса дома Мартина. Дополнением к парящим в воздухе горизонтальным элементам служат вертикальные плоскости. Фрэнк Ллойд Райт различным образом организовывал имеющиеся в его распоряжении плоские поверхности, увеличивал их число, пересекая одну плоскость другой, разбивая их или помещая на разном расстоянии от переднего плана одну позади другой, объединяя плоскостями пространства самого дома, так что его крупный объем казался меньше фактических размеров. Каретный гараж и зимний сад (оранжерея) связаны коротким переходом.
.
Гараж и пергола.
.
.
.
Вид с запада на гараж, зимний сад и перголу. Слева виден фрагмент павильона посетительского центра для Дома Мартина Ф.Л. Райта, построенного архитектором Тошикой Мори.
.
.
Тошико Мори, возглавлявшая с 2002 по 2008 архитектурный факультет Гарварда, считает Дом Мартина одной из трех ключевых жилых построек Райта (наряду с Домом Роби и Виллой над водопадом).
.
.
В своем проекте посетительского центра она одновременно и отталкивалась от решения постройки мастера, и заимствовала его элементы. Три стены павильона застеклены (со стороны комплекса Дома Мартина), а на бетон четвертой нанесен узор, имитирующий каменные блоки тех же пропорций, что и кирпичи, из которых выстроен дом Райта. Перекрытия постройки вогнуты, но при этом зеркально повторяют профиль пологой, с широким выносом крыши памятника архитектуры, а модуль проекта Мори – это «интерколумний» опор перголы Райта.
.
Слева пергула, по центру фрагмент северного фасада дома Мартина.
.
Безусловно, при оценке архитектурных новаций Райта необходимо отталкиваться от тех образов жилого частного дома, которые были популярными в Америке до 1900 года.
.
.
На улицах напротив комплекса Дома Мартина расположены типичные американские дома того времени, когда комплекс Мартина начинал строиться. Если посмотреть глазами современников, то перед ними открывалась сюрреалистическая картина - архитектура Райта в окружении викторианских зданий.
.
Здание, стоящее на другой стороне улицы от комплекса Райта.
.
Дома прерий в те времена воспринимались как весьма необычные сооружения. Ллойд Райт выдвинул идею «органической архитектуры»: дом должен не конфликтовать с окружающим ландшафтом, а гармонировать с ним. Единения с природой архитектор добивался, ликвидировав два элемента, без которых тогдашние американцы не мыслили себе загородного жилья, а именно подвал и чердак. Крыша у дома, лишенного чердака, становилась плоской, а сам дом получался ниже, приземистее. Чтобы упростить решение стен, Ллойд Райт отказался от карнизов.
.
.С самого начала его архитектура отличается от превалирующих в то время построек неоклассического и викторианского стиля, столь любимых у архитекторов того времени. Райт был против «механического» введения стилей в архитектурный облик здания, он считал что архитектурная форма должна определятся в каждом конкретном случае по-разному, в зависимости от функции здания и окружающей среды.
.
Дом, стояший напротив дома Мартина-главной усадьбы комплекса Райта.
.
На севере и северо-востоке Штатов, т.е. на той территории, где расположен Буффало, в это время сосуществовали как минимум две стилистические традиции. Одна из них восходила к середине XIX века; условно, она может быть названа «викторианской архитектурой»; обозначение в данном случае условно: «викторианская архитектура» это – множество тенденций и мотивов.
.
.
Архитектор разрушал "коробочную" структуру викторианского дома конца XIX века. Его "дом будущего" для американской семьи предусматривает наличие перетекающих друг в друга открытых интерьерных пространств, разделяемых стеклянными перегородками и встроенной мебелью. В отделке характерно использование натурального дерева. Экстерьер - сочетание протяженных горизонтальных форм с ленточным остеклением и большими свесами кровли.
.
Дома, стоящие на другой стороне улицы напротив комплекса Райта в Буффало.
«Типичное американское здание в 1893 году, — писал Ллойд Райт, — выглядело как какое-то нелепое нагромождение... Такого рода постройки стали типичной американской архитектурой, хотя всюду они выглядели чужеродными... Так что же было не так с типичным американским домом? Ну, честно говоря, с ним все было не так. В нем не было ощущения единства, не было ощущения пространства, которое должно быть свойственно свободному народу. Он выглядел бессмысленным и высокомерным... Снести такой «дом» — значит очистить атмосферу и улучшить пейзаж».
"…Приняв за масштаб человеческую фигуру, я уменьшил высоту всего дома, сделал ее соответствующей высоте человеческого роста; не веря в другой масштаб, кроме человеческого, я, введя его в восприятие пространственности, распластал массу здания. Говорили, что если бы я был сантиметров на десять выше ростом, мои дома имели бы совсем другие пропорции. Может быть." (Фрэнк Ллойд Райт.)
.
Внутри дома никаких комнатушек — свободные пространства, перетекающие одно в другое, разделяемые только стеклянными перегородками. Любое кресло или диван можно было спрятать в стену, чтобы свободного пространства стало еще больше. Ллойд Райт старался, чтобы его «дома прерий» дарили хозяину комфорт, вызывали чувство уединения и защищенности, что, по словам архитектора, отвечало основным потребностям человека.
Он был далеко не первым, кто декларировал, что главным эстетическим достоинством здания должна быть его простота. Однако большинство его современников понимало простоту как отказ от украшательства, тогда как Ллойд Райт считал, что простота должна быть во всех конструктивных решениях.
.
В 1909 году Райт едет в Европу. В Берлине в 1910 году устраивается выставка его работ, издается монография. Они оказывают большое влияние на рационалистическое направление, которое начинает формироваться в те годы. Творчество Гропиуса, Миса ван дер Роэ, Мендельсона, голландской группы Стиль в последующие полтора десятилетия обнаруживает очевидные следы этого влияния. С особенным энтузиазмом были восприняты идеи Райта о целостности внутреннего пространства зданий, о роли новой техники, машины для современной архитектуры.
Выставка проектов Р. в Берлине (1910) оказала значительное воздействие на дальнейшее развитие европейской архитектуры; вместе с тем в США творчество Р. оставалось непризнанным вплоть до конца 30-х гг.
За первое десятилетие XX века Райт построил более ста домов, но на развитие американской архитектуры они в то время не оказали заметного влияния. А вот в Европе, Райта оценили быстрее: он получил признание среди архитекторов, относившихся к современному направлению в архитектуре.
В 1908 году его посетил Куно Франке, преподававший эстетику в Гарвардском университете. Результатом этой встречи были появившиеся в 1910 и 1911 годах две книги Райта, которые положили начало распространению его влияния на архитектуру за пределами Америки.
И в конце жизни, Райт одним из первых отошел от прямоугольной формы жилого помещения. Контуры его домов скруглены так же, как и жилые помещения. Он первым снова ввел патио (внутренний дворик), который с тех пор все чаще становился частью жилого дома.
Непризнанный на родине, он, однако, по-прежнему остался популярным в Европе. И тем более непонятным казался европейцам тот факт, что в Америке Райт был совершенно одинок. Больше того, как писал Бруно Таут в своей книге «Современная архитектура», изданной в 1929 году: «Упоминание его (Райта) имени считается у нас неприличным». И лишь по мере возрастающего влияния новой европейской архитектуры в Америке снова стали интересоваться произведениями Райта.
.
Видео: Буффало Фрэнка Ллойда Райта.
Фрэнк Ллойд Райт умер 9 апреля 1959 года. Его дело продолжили многочисленные последователи, которые довели коттеджное строительство фактически до ранга отдельной отрасли. Однако архитекторов, которые могут совместить в одном сооружении простоту, функциональность, комфорт, стиль и разумную цену, и сегодня не слишком много.
Эпитафия на могиле Фрэнка Ллойда Райта в Висконсине гласит: Love of an idea, is the love of God (Любить идею означает любить Бога).
.
В составлении поста использовались фотографии из личного архива и частично из интернета.